Информация

о работе педагогического коллектива

МОУ Новоаннинской основной общеобразовательной
ШКОЛЫ №2
по реализации проекта

 «Все дети на свете
за чистоту на планете
!»

 

 

Экологическое воспитание



 
       История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Мы считаем, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем районе, области, стране и в мире.
Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде,  которое строится на базе экологического сознания.  Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации,  активную деятельность по  изучению  и охране природы своей местности.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования,  в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды,  пропаганде идей правильного природопользования,  в борьбе со всем,  что губительно отражается на окружающей природе.

   Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

   Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих  поколениях.

   Цель экологического воспитания достигается по мере  решения в единстве следующих задач:

   образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

   воспитательных -  формирование  мотивов,  потребностей  и привычек экологически целесообразного поведения  и  деятельности,  здорового образа жизни;

   развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению,  оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды:  интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных  ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы.  При этом человек рассматривается как часть природы,  а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса  стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся:  самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить  фактический материал,  раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных  решений,  творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

   На первых  этапах наиболее целесообразны методы,  которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические  ценностные ориентации,  интересы и потребности.  Используя их опыт наблюдений и  природоохранительной  деятельности,  учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

   На этапе формирования экологической проблемы особую  роль приобретают  методы,  стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся.  Задания и задачи  направлены  на  выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с  учетом концепции изучаемого предмета.  Стимулируют учебную деятельность дискуссии,  способствуя проявлению  личного  отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

   На этапе  теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и  природы  учитель  обращается  к рассказу ,  который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических  ситуаций  нравственного  выбора,  которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы  и  потребности школьников.  Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок,  рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания.  Свойственный искусству синтетически подход к действительности,  эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

   Средством психологической подготовки школьников к  реальным  экологическим  ситуациям  выступают  ролевые игры.  Они строятся с учетом специфических целей предмета.

   Ряд методов имеет универсальное значение.  Количественный эксперимент (опыты по измерению величин,  параметров,  констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники,  технологии;  опыты, иллюстрирующие  количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать  структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.

    Экологическое воспитание – приоритетное направление развития нашей школы.
Разработана и успешно реализуется перспективная воспитательная программа «Я – гражданин России» по следующим разделам: «Я и Я» , «Я и моя семья», «Я и школа», «Я и мое Отечество», «Я и планета Земля».
 У подрастающего поколения формируются основы экологического сознания. Знания в экологическом воспитании нельзя считать конечным результатом, нужно, чтобы они стали убеждениями, тогда у детей и появится экологическая культура, которая должна найти своё выражение не только в словах и рассуждениях, но и в поступках.  Наша школа находится на окраине города Новоаннинского, расположенного на живописном берегу реки Бузулук,  поэтому весной и осенью мы проводим Дни здоровья  на природе. Здесь под руководством учителя биологии Новокщеновой М.В. и старшей вожатой Соломатиной М.Н. разыгрываются поучительные экологические сказки.

Дети активно вовлечены в благоустройство школьной территории, которая раньше была неухоженной.  Учащиеся нашей школы, работая на пришкольном участке, разбивая цветники,  получают практические навыки выращивания и ухода за растениями, учатся видеть красивое и гордится своей школой.

Площадь пришкольного участка составляет 0.3 га.
Цель: привести внешний и содержательный вид учебно-опытного участка в соответствие предъявляемым требованиям. Организовать учебно-образовательную и опытно-натуралистическую деятельность  так, чтобы в результате соединения физического и умственного труда учащиеся получили определенные умения и навыки, освоили агробиологические правила выращивания растений, способствовать развитию наблюдательности, воспитанию культуры труда, правильного отношения к природе и сельскохозяйственному труду, формированию знаний по биологии и экологии растений, познакомить учащихся с методикой постановки опытов, фенологических наблюдений, обучать практической деятельности по обеспечению эстетической функции учебно-опытного участка (обучение приемам озеленения территорий)аша задача - научиться делать мир вокруг нас красивее, полезнее, интереснее, не нарушая его естественной целостности, поскольку в природном сообществе одинаково важны все растения, и животные.

 

Наши принципы:

Наша цель: "МЫСЛИТЬ ГЛОБАЛЬНО, ДЕЙСТВОВАТЬ ЛОКАЛЬНО".

Направления деятельности:

1. «Зеленый мир»
Школьное лесничество «Дубок»

Цель: изучить лесопользование, держать постоянную связь с лесничеством и совместно создать "Экологическую тропу".

2. Красная книга Волгоградской  области.
Цель: изучение биологических особенностей и арсеналов распространения растений и животных, которые в "опасности" исчезновения в нашей области.

3. Экологический проект "Мы на Земле своей хозяева".
Цель: изучение исторического опыта человека по освоению своего края.

Формы работы:

o       трудовая деятельность в лесничестве

o       экскурсии в природу

o       работа на пришкольном участке

o       просмотр видеофильмов

o       сбор лекарственных трав

Учебная работа

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания.  Экологически образованная личность,  зная какой вред природе приносят те или иные действия,  формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос об их правомерности.  Если человек экологически образован,  то нормы и правила экологического  поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления начинают развиваться у первоклассников в курсе  «Окружающий мир».  Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи  между неживой и живой природой,  между различными компонентами живой природы (растениями,  животными), между природой  и  человеком.  Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом  им  также  помогают экологические связи. Их изучение способствует развитию логического мышления,  памяти, воображения, речи.

Учителя Козленко М.Н., Калачева Т.М., Кирпичева О.В., Провоторова В.П., Шамаева Л.А., Долгова Н.М., Плотников П.И. и Борисова Е.В.результаты наблюдений, практической работы на природе используют, применяют на уроках:

Даже на уроке английского языка в 7 классе (учитель Меркулова В.С.) шел разговор об охране окружающей среды.

 

Внеклассная работа

   Первое важнейшее условие - экологическое воспитание  учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала,  с учетом преемственности,  постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 9 классу.

   Второе непременное условие - надо активно вовлекать  школьников в посильные для них практические дела по  охране местных природных ресурсов.  Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, уход за цветниками, шефство над лесными участками, сбор плодов и семян,  уборка валежника,  охрана и подкормка птиц

   Одной из форм организации учебного процесса является экскурсия.  Поэтому не удивительно, что многие учителя стараются во время  экскурсий дать  детям экологические знания и привить нормы экологического поведения. Формирование  у учащихся ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс.  Его результатом  должно  быть  не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду

Учитель должен тщательно готовиться к экскурсии. Примерный план подготовки:

   1. Наметить тему. Желательно, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно,  что позволяет сразу заинтересовать учащихся.

2. Определить цель,  задачи и  составить  предварительный план экскурсии.

   3. Выбрать место проведения экскурсии,  заранее  побывать там,  разработать маршрут. Предусмотреть места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности учащихся.

   4. Уточнить  содержание воспитательного и познавательного материала,  подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины. Предлагается давать детям заучивать перед экскурсией стихотворение о природе,  используя для этого стихи И.Бунина, Ф.Тютчева, С.Есенина,  на экскурсии использовать  загадки.

   6. Спланировать организационные формы  деятельности  учащихся  (когда  и где проводить  наблюдения), выполнение общественно полезных дел, распределить обязанности между подгруппами или отдельными учащимися.

   7. Продумать, к каким обобщениям,  выводам  надо  подвести учащихся.

 

 

 

 

Окружающий мир
2 класс

 

Тема урока:
 «Живое рядом с нами»

 

Учитель: Провоторова Валентина Петровна

 

 

 

 

Октябрь 2007 года

 

 

 

 

         Цели: 1. Знать особенности жизни комнатных растений, правила ухода за
                   аквариумными рыбками.
                   2. Ухаживать за растениями, рыбками и птицами «живого уголка».

                   3. Воспитывать любовь к природе, гуманное отношение ко всему
                   живому.

         Оборудование:  Комнатные растения, аквариум с рыбками, клетка с
                                      попугайчиками, лейка, пульвелизатор, губки, колышки для
                                      рыхления почвы в горшках, тазик, теплая вода.

 

Ход  урока:

 

 

Действия, слова учителя

Действия, слова учащихся

Введение в тему

- Отгадайте загадку: Дышит, растет, а ходить не умеет.

- У нас в классе много растений. Знаете ли вы их названия?  Родина большинства этих растений – жаркие страны.

Отгадка: Это растение.

 

- Герань, традесканция, бегония, фиалка, кактус.

Рассказы-сообщения о растениях

Бегония.  Родина – тропические леса Азии. Растение с красивыми, ярко окрашенными крупными листьями, которые опушены. Размножаются листовыми черенками. Растения следует защищать от прямых лучей солнца, обильно поливать летом, умеренно – зимой. Опрыскивать нельзя, т.к. от этого на листьях образуются пятна.

Фиалка. Родина – горы Африки. Небольшое, очень изящное растение с плоской розеткой из листьев с серым опушением. Обильно цветет. Цветки похожи на обычную фиалку: сиреневые, фиолетовые, розовые. Любит свет, но не переносит прямых солнечных лучей и сквозняков. Поливать лучше с поддонника. Пересаживают фиалку каждый год весной, размножают листьями.

Герань. Родина – Южная Африка, растет на Кавказе, бывает разных видов. Листья душистые, зеленые, с коричневой или белой каймой. Обильно цветет яркими цветками, собранными в зонтик. Очень сильно и приятно пахнет. Летом герань обильно поливают. Можно высаживать в открытый грунт. Размножается с марта по июнь черенками.

Традесканция. Родина – тропические леса Америки. Растение с длинными свисающими стеблями и зелеными ланцетовидными листьями, которые бледнеют на ярком свету. Отломленные стебли легко укореняются.

Кактусы.  Бывают древовидные, кустарниковые, травовидные. Есть крошки в 1 сантиметр, а есть великаны в 25 метров. При уходе за ними надо знать особенности. Летом растение нуждается в большом количестве воды. С наступлением осени полив постепенно уменьшают. А зимой следует поливать 2-3 раза в месяц, не допуская полного пересыхания. Весной полив более обильный. Поливают рано утром кипяченой водой комнатной температуры. Размножаются кактусы частями стеблей или «детками».

Работа с учебником, стр 53

- Вы уже знаете, как ухаживать за растениями?

Давайте прочитаем советы по уходу за комнатными растениями.

- Что вам знакомо, а что  вы не знали?

Читают советы на странице 53.

 

- Не знала, как правильно держать лейку.

- Не знал, как поливать растения летом, а как зимой.

 

 

Практическая работа по уходу за растениями

- А теперь применим свои знания на практике. 

(Распределяет учащихся для ухода за растениями, раздает инвентарь)

 Дети удаляют засохшие листья, пыль, рыхлят почву, поливают растения.

Уход за аквариумными рыбками

- А теперь назовите обитателей нашего «живого уголка».

- У кого дома есть питомцы? Как вы ухаживаете за ними?

- Аквариум может быть разный – и трехлитровая банка с водой, и огромный океанариум с морской водой. Обычно свой первый аквариум ребята устраивают так: поймают в пруду карасиков, нальют в банку воды, бросят растения, пустят улиток – аквариум готов. Но вот беда: вода на солнце нагреется – и погибнут карасики! Или бросят карасям хлебных крошек, а вода помутнеет.

 Прежде чем заводить рыб, надо помнить, что аквариум – это их дом. Надо знать, каких рыб чем кормить. Улитка-прудовик может принести вред: попортить растения.

- Вуалехвост – очень красивая рыбка, ее еще называют золотой рыбкой. Хорошо себя чувствует при температуре не выше 20 и не ниже 14.

 

- Рыбки в аквариуме, попугайчики.

- Меняю воду в аквариуме, кормлю рыбок.

 

Рассматривают рыбок в аквариуме и на картинке.

Называют: вуалехвост, телескоп, меченосец, гуппи, макропод. (Сравнивают)

 

Читают советы:

1. Подготовить аквариум: налить воды, дать постоять 2-3 дня, чтобы исчезли запахи. Слить воду, на дно положить чистый песок 5-6 см.

2. Посадить растения. Осторожно наполнить аквариум на ¾ водой, пустить плавающие растения.

3. Лишь через несколько дней, когда растения прижились и вода устоялась, можно заселить аквариум рыбками.

4. Кормить рыбок следует раз в день, лучше живым кормом. Сухой оседает на дно, и вода портится.

Другие обитатели «живого уголка»

 

- У кого дома есть попугайчики? Для чего вы их держите? Могут ли попугайчики говорить?

- Наш волнистый попугайчик Кеша длиной всего 18 см, а в Южной Америке гигантский ара – до 1 метра. Попугаи любознательны, сообразительны, легко приручаются.

- Попугаи – очень красивые ярко окрашенные  птички с крючковидным клювом.

В природе попугаи общаются друг с другом резкими громкими криками или нежным щебетанием. Некоторые виды в неволе могут научиться подражать человеческой речи, несознательно повторяя целые фразы.

 

Итог урока. Задание на дом.

 

- Узнайте, как правильно кормить попугайчиков. Составьте советы для тех, кто не знает.

- Как вы понимаете слова Экзюпери из сказки «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОУ Новоаннинская основная общеобразовательная школа №2

 

 

 

 

Практическое занятие кружка

 «ЮНЫЙ ТУРИСТ»

 

 

Тема:

 «Спорт в защите природы»

 

Учитель физической культуры

Авдеева Людмила Анатольевна

 

 

 

 

Май 2008 года

 

 

 

 

 

                   Игровое название занятия:   «Экоолимпиада»

 

 

                   Задачи для учителя:  Реализовать в экоолимпиаде физические,
                                                        творческие и моральные качества детей;
                                                        содействовать в спортивных занятиях эколо-
                                                        гической защите природы; воспитывать
                                                        потребность общения с природой в занятиях
                                                        спортом.

 

 

                   Игровая цель детей:    Принять обращение спортсменов в защиту
                                                        природы.

 

Ход экоолимпиады:

 

1. Сбор туристов. Проверка готовности к походу. Переход к месту проведения экологической олимпиады.

 

2. Открытие олимпиады: построение, представление и приветствие команд.

 

3. «Тропою Тарзана» Прохождение командами заданного маршрута с выполнением туристических заданий на контрольных пунктах:
         - Укладка рюкзака ( спальный мешок, продукты, куртка, кружка, миска, ложка

         - Бег по извилистой тропинке с небольшим подъемом и спуском с соблюдением дистанции 1 метр.

         - Ответы на вопросы по топографии.

         - Переправа через канаву по бревну.

         - Определение направления по азимуту, по компасу.

         - Преодоление «болота по кочкам».

         - Помощь пострадавшему: оказание первой доврачебной помощи
         (наложение повязки, транспортировка пострадавшего)

         - Установка палатки.

 

4. «Природа – мы вместе!» Конкурс пиктограмм в защиту природы ( рисунки, которые представляют собой условные обозначения: предупреждающие, поощряющие, запрещающие, призывающие знаки)

 

5. «Природные причуды»  Конкурс поделок из природного материала на спортивную тему. Композиции из веток, цветов, семян, кореньев, листьев на спортивную тему («прыгун», «гимнаст», «мяч», «тренировка» и др.)

Жюри выбирает лучшие работы, которые будут призами для победителей спортивных и творческих конкурсов.

 

6. «Смак»  Конкурс приготовления бутербродов с растительными добавками (листья одуванчика, молодой крапивы, щавеля),  чая из лекарственных растений ( ромашка, зверобой, земляника, тысячелистник). Реклама представленных продуктов питания.

 

7. «Шишка»  Экологический театр. Сценка о защите окружающей среды.
                            Театральная композиция на тему стихотворения Евгения Ильина

«Турист»:

                            Что с того, что мальчуган веселый

                            Невысок и с виду неказист –

                            По плечу ему рюкзак тяжелый,

                            Сразу видно – опытный турист!

                                               Он в походе дальнем не робеет_

                                               Пусть гроза, пусть ветра дикий свист, -

                                               Он и в дождь разжечь костер сумеет –

                                               Сразу видно – опытный турист!

                            Он не бросит ни в траву, ни в воду

                            Ни жестянку, ни бумажный лист,

                            Не обидит он ничем природу.

                            Сразу видно – опытный турист!

(Можно придумать музыку, продолжение стихотворения, передать содержание стихотворения в форме шуточной имитации, пантомимы, фантазировать)

 

8. Подведение итогов экоолимпиады  Награждение участников олимпиады, поощрение победителей конкурсов и соревнований.

 

9. Принятие обращения спортсменов в защиту природы

 

(Стихи Вадима Шефнера)

 

                            Ты, человек, любя природу,

                            Хоть иногда ее жалей.
                            В увеселительных походах

                            Не растопчи ее полей.

                                      В вокзальной сутолоке века

                                      Ты оценить ее спеши:

                                      Она – твой добрый лекарь.

                                      Она – союзница души.

                            Не жги ее напропалую

                            И не исчерпывай до дна.

                            И помни истину простую:

                            Нас много, а она – одна!

10. Домашнее задание  Подготовить материалы по итогам экоолимпиады: фотоальбом, стенд, или «Дневник туриста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экологическая сказка
- ЛЕСНОЙ СПЕЦНАЗ ИЛИ КТО СПАСЁТ ЗЕЛЁНЫЙ ЛЕС.
 

 


 

(Звучит загадочная тревожная музыка. На сцену с двух сторон выходят два дерева: Берёза и Дуб. Они идут осторожно, оглядываются. //Сюжетный танец деревьев//. Встречаясь на середине, сталкиваются, пугаются, затем оглядывают друг друга и заводят разговор):

ДУБ: Ты кто? И что так дрожишь, как берёзовый лист на ветру?

БЕРЁЗА: Я и есть берёзка (Скромно, потупив глазки, чуть кокетничая). И дрожу я от страха. А ты кто?

ДУБ:  Я – дуб (гордо). Видишь, какой я могучий и сильный (красуется, делает движения, как культурист) и мне всё нипочём.

(Слышится шум, грохот. Дуб от испуга приседает, а берёзка ещё больше начинает дрожать)

ДУБ: Что это?

БЕРЁЗА: Не знаю. Похоже нечисть в наших лесах разбушевалась.

ДУБ: Я слышу кто-то идёт. Замри! (Деревья замирают, распустив ветки)

(На сцену под музыку выходит лиса, прогуливается, //Танец лисы//, рвёт цветы. Раздаётся выстрел. Лиса замирает. Звучит музыка. Из-за кулис через всю сцену стремительно скачет заяц. Делает пару кругов вокруг деревьев, прячется за лису, закрывает глаза и страшно дрожит. Лиса делает шаг в сторону, ошалело смотрит на зайца).

ЛИСА: Эй, косой, ты, что, вообще страх потерял?

ЗАЯЦ: (осторожно смотрит по сторонам). А…  кто здесь?

ЛИСА: (Щелкает пальцами перед его носом): ЗА—А—А—ЯЦ !!! (Растягивая слово, привлекая внимание) Что с тобой?

ЗАЯЦ: Т-т-т-там, Ра-ра-раз-бой- ники!

ЛИСА: Ты, что ушастый (Крутит у виска пальцем), какие разбойники в нашем лесу?

ЗАЯЦ: Ст-стр- стра-ашные!!

(Раздаётся выстрел: грохот, шум. Заяц, сжавшись от страха,  убегает за берёзку).

ЛИСА: ДА-а-а!!! Странно! Спрячусь-ка и я, посмотрю, что дальше будет!

(Лиса прячется за дуб. На сцене под музыку появляются два современных хулигана. Они вбегают с двух сторон к центру зала. //Танец с ружьями// Внешний вид – боевой. Улюлюканье и пальба во все стороны. Встречаются на середине, перед деревьями)

1-ЫЙ ХУЛИГАН: Ты видел, видел, как этот косой драпанул!

2-ОЙ ХУЛИГАН: Только пятки сверкнули! Э-эх, жалко промахнулись!

1-ЫЙ ХУЛИГАН: Ну, ничего, мы его ещё догоним, облаву устроим!

2-ОЙ ХУЛИГАН: Смотри, какая поляна хорошая. Давай отдохнём, что-то я проголодался!

1-ЫЙ ХУЛИГАН: Давай. Пикник устроим. Деревьев здесь много, веток наломаем. Большой костёр разведём.

(Звучит песня «Во поле берёзка стояла» на чув. Языке первые слова поёт берёзка, на русском - хулиганы)

Берёзка: Во поле берёзка стояла

Во поле кудрявая стояла

Лю-ли-лю-ли-стояла

Лю-ли-лю-ли-стояла

Хулиганы: Я пойду, пойду погуляю,

                 Белую берёзку заломаю

Лю-ли заломаю,

Лю-ли заломаю.

(Ломают ветки берёзки и разжигают костёр. Едят чипсы и пьют фанту, пакеты и бутылки кидают вокруг)

2-ОЙ ХУЛИГАН: Классный пикник получился!

1-ЫЙ ХУЛИГАН: Как мне нравится на природе отдыхать. Кругом птички поют, деревья радостно шелестят, зайцы скачут. (Зевает). А давай-ка мы поставим капкан, может кто и попадётся! (Идёт ставить капкан Около того дерева, где лиса спряталась)

2-ОЙ ХУЛИГАН: Славно мы повеселились, может часок-другой поспим.

(Хулиганы садятся спиной друг к ругу. Ружья кладут на колени и засыпают. На край сцены украдкой выходят лиса и заяц).

ЗАЯЦ:  Ой, как страшно, они нас убьют и съедят. Что же нам теперь делать?

ЛИСА: (С осторожностью обходит капкан) Не боись, лопоухий, со мной не пропадёшь. Я, между прочим, агентесса лесной безопасности (Лиса достаёт рацию. Заяц поражённо, перестав дрожать, смотрит на неё. Лиса говорит в рацию): Метла, метла, Я – рыжая, нужна помощь, как меня слышите. (Раздается звук рации)

ЗАЯЦ: Ну, что?

Лиса: Всё в порядке, сейчас будут! (Слышен звук музыки с сиреной. На сцене появляются две Бабки-Ёжки в форме спецназа. На голове – банданы. Хулиганы просыпаются)

Бабки – Ёжки (хором): Руки за голову. Вы – арестованы!

1-ый Хулиган: Что?

2-ой Хулиган: За что? (Под музыку завязывается бой бабок Ёжек «Спецназа» и хулиганов). Бабы-ёжки связывают верёвкой

 хулиганов. Ружья передают лисе с зайцем.)

1-ая Баба-ЯГА: Ну, всё, операция успешно завершена, можем клиентов паковать и грузить.

2-ая Баба-ЯГА: А пока вы их держите на мушке, чтобы они не сбежали. (Лиса и заяц встают с двух сторон

 от хулиганов, передёргивают затвор.

ЛИСА и ЗАЯЦ: (громко) Шик-шик-каяпр!

ХУЛИГАНЫ (Вместе, глядя на Бабок - Ёжек): Вы, кто?

1-ая Баба-ЯГА: Мы – бабы – ёжки,

2-ая Баба-ЯГА: Лесные спасатели.

Поют:

1-ая: Растяни меха гармошка,

    Э-эх, играй наяривай

    Спой-ка песню бабка – Ёжка,

    Спой, не разговаривай

2-ая: Отдохнуть турист решил

    Куст ракиты подпалил

    Лес в огне, турист – в дыму

    Кто поможет здесь ему?

ВМЕСТЕ: Мы спасатели лесные,

                  Бабки – Ёжки удалые

                   Пожар можем потушить,

                  Чтобы лес мог долго жить

1-ая: Зима лютая придёт

    С собой голод принесёт.

    Зайцы, белки да ежи

    Кто поможет им прожить?

ВМЕСТЕ: Мы спасатели лесные,

                  Бабки – Ёжки удалые

                  Всех накормим мы зверей

                   К нам спешите поскорей.

1-ЫЙ ХУЛИГАН: А за что вы нас так?

2-ОЙ ХУЛИГАН: Что мы плохого сделали?

1-АЯ Баба – Ёжка: Э- э, милок! В лес заповедный пришли,

2-ая Баба-Ёжка: Шумите, лесных зверей пугаете,

1-ая Баба-Ёжка: Костры в неположенном месте разжигаете,

2-ая Баба-Ёжка: Деревья ломаете

Вместе:  А природу беречь и любить надо. Ведь лес – это наша жизнь!!!

ХУЛИГАНЫ:  Мы больше не будем. Простите нас! Мы тоже научимся беречь природу и заботиться о животных, птицах и рыбах!

Бабы – ёжки развязывают хулиганов, дарят им мётлы  и говорят:

Бабы-Ёжки: Вот это ваше оружие. Пусть леса будут чистыми и зелёными.

 

ФИНАЛЬНАЯ  ПЕСНЯ

На мотив «Птица счастья»

1.    На планете нашей голубой

Есть то место, где живём с тобой,

Родина моя – волжские  края -

Будем мы её беречь всегда:

 Здесь растут и ёлка и сосна,

И берёзка  белая моя,

Дуб, осина, клён

Все деревья в нем .

Край казачий –

Я в тебя влюблён!

              ПРИПЕВ:  Ле-е-е-с – зелёный наш дом,

                       Где птицы летают, и звери кругом.

                       Чтоб всем здесь дышалось легко

                       Мы будем беречь лес – Богатство своё

2.    Будем мы природу охранять

И леса её преумножать,

Чтоб Земля жила  долгие века

И потомкам счастье принесла.

Птица в небо из гнезда летит,

А зайчишка под кустом сидит,

Лес всем дом родной летом и зимой

Здесь живут одной большой семьей!

ПРИПЕВ:  Ле-е-е-с – зелёный наш дом

                        Где птицы летают, и звери кругом

                        Чтоб всем здесь дышалось легко

                        Мы будем беречь лес – Богатство своё



 

 

 

.


Сказ про то, как Вовка живую воду искал.


 

Действующие лица:
 автор, Вовка, Компьютер, Хоттабыч, , Зло, Водяной, черепаха Тортила, Щука, Золотая рыбка, Старуха.

 

 

ХОД  СКАЗОЧНОГО  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

 

Автор: Жил-был мальчик по имени Вовка. Был он обычным ребёнком и учился в школе.

(Вовка ходит по сцене, держится за голову)

Вовка: Сколько дел, проблем, забот, столько всего навалилось: по математике задали 10 номеров, по истории 3 параграфа учить, а по литературе вообще сочинение надо писать, да ещё мама целый список дел оставила… Как всё сделать, где бы мне найти «исполнитель желаний»? Надо залезть в Интернет, может быть, там что-то найду.

(Включает компьютер)

Компьютер: Вас приветствует поисковая система «Яндекс». Что будем искать?

Вовка: (набирает на клавишах). И с п а л н и т е л ь   ж и л а н и й.

Компьютер: (возмущённо): Тьфу, двоечник, немедленно исправь ошибки.

Вовка: Чего ругаешься, сейчас исправлю, а ты, не тормози, ищи давай!

Компьютер: По вашему запросу найден один сайт. Интернет магазин предлагает «цветок исполнения желаний». В короткие сроки, быстро и точно исполнит все ваши желания. Будете брать?

Вовка: Конечно, буду! (Нажимает кнопку, компьютер и выдаёт конверт).

Вовка: (восхищённо). Вот это сервис! (Открывает конверт, озадаченно): Где же цветок? А вот здесь что-то есть (Достаёт конверт, начинает читать):

ИНСТРУКЦИЯ по выращиванию цветка желаний. (Разочарованно). Так его ещё и вырастить надо! Ну, да ладно, делать нечего, попробую. Взять горшок, насыпать землю, положить прилагающиеся к инструкции семена, полить живой водой. Через 2 минуты цветок вырастет и исполнит ваши самые заветные желания.

(Выполняет инструкцию. Пока Вовка сажает цветок звучит тревожная музыка, на сцене появляется ЗЛО в чёрной одежде. Оно танцует за спиной Вовки свой танец).

Вовка:  Где взять живую воду? А-а-а, из крана подойдёт (Поливает, ждёт 2 минуты)

Зло: Посмотрите на меня,  я ведь Зло в природе

         Я и в речке, и в пруду, и на море тоже.

         Засоряет водоёмы человек беспечно,

         Погибает всё живое, ведь ничто не вечно.

         Расплывайтесь, пятна нефти.

         По морским просторам,

         Задыхайся все вокруг,

         Гибни всё живое!

(Цветок не вырастает, Вовка возмущён)

Вовка: А-а-а, обманули !

Компьютер: Сейчас пришлём эксперта!

(Звучит восточная музыка, появляется Хоттабыч)

Вовка: Ты кто?

Хоттабыч: Я – Гасан Абдурахман ибн Хоттаб – старший менеджер Интернет-магазина. Какие у Вас проблемы?

Вовка: Да вот, цветок не растёт!

Хоттабыч: (оглядывает со всех сторон горшок, принюхивается, пробует что-то на зуб): Всё понятно! Ты полил волшебный цветок водой из-под крана.

Вовка: А где взять живую воду?

Хоттабыч: Живая вода сейчас только в сказках осталась, да и то, её найти надо!

             Вот тебе сотовый. Нажмёшь на кнопку, окажешься в сказке. А я пошёл!

(Хоттабыч уходит. Вовка начинает читать названия сказок):

Вовка: Да их здесь столько, что даже не знаю какую выбрать, попробую наугад, может что и получится!

(Нажимает кнопку, звучит таинственная музыка. Вовка попадает на болото в сказку «Летучий корабль»)

Вовка: (восхищённо): Ух, ты! А я и в правду в сказке оказался!

(Увидел водяного. Водяной сидит, поджав ноги, понурившись.)

Вовка: Ты кто?

Водяной: (Поёт под музыку из сказки):

Я – Водяной, я – водяной!

Никто не водится со мной

Кругом всё банки, склянки,

Бумажки, в общем, мусор,

Фу, какая гадость, Ээ-эх,

Жизнь моя жестянка, а ну её в болото,

Живу я как поганка,

А мне летать, а мне летать,

А мне летать охота!

Вовка: Ба-а, да ты настоящий Водяной! Ты то мне и нужен, есть ли у тебя живая вода?

Водяной: Нет у меня живой воды. Поздно ты пришёл, посмотри, вся вода мёртвой стала!    (Звучит тревожная музыка. Появляется ЗЛО, танцует танец)

Водяной: Ходят люди сюда отдыхать на берег, жгут костры, бросают в воду всякий мусор. Стал мой водоём грязным и непригодным для жизни. Ищи живую воду в другом месте.

Вовка: Я пойду на речку, найду живую воду, вернусь и твоё болото оживёт, а сейчас мне надо спешить. (Нажимает сотовый, звучит музыка. Уход на авансцену. На сцене сме­на декораций. Сказка «Золотой ключик»)

Черепаха Тортила: (Сидит в кресле, поёт под музыку из фильма)

Затянулась бурой тиной

Перевозинка-река.
Ты спасай, пока не поздно,
Рыбка водится пока.

Славен чистою водою
Бузулук на первый взгляд  -
И она была такою
Т
риста лет тому назад.

Пролетели годы быстро,

Наступил уж новый век

И открытий много сделал,

Современный человек.

Поливают люди ядом,

Все что на полях растёт,

И с дождями эта гадость

В Перевозинку течёт!

Вовка: Здравствуй, черепаха! Пришёл я к тебе за живой водой, но вижу и здесь мне не найти её. Не знаешь ли ты, где её искать.

Черепаха: Поищи чистую воду в других реках, может они ещё не загрязнены.

Вовка: Я обязательно найду живую воду, и тогда Перевозинка оживёт! (Подходит к краю сцены): Куда же мне отправиться? Отправлюсь я к Бузулуку.

(Нажимает сотовый, звучит музыка. Уход на авансцену. На сцене смена декораций. Сказка «По щучьему велению». Щука лежит на берегу, еле дышит).

Щука: Не купайся, не пей воды, погибнешь.

Вовка: Что с тобой случилось? (Звучит тревожная музыка ЗЛА)

Щука: Сама не знаю. Раньше я могла выполнять разные желания людей. Только скажи «По щучьему велению», а теперь не знаю, доживу ли до завтра. Появился завод на берегу моей реки. Сливает свои отходы в воду. Всё живое погубил.

Вовка: Мне вода живая нужна.

Щука: Не найдёшь ты её здесь, иди к моей сестре, рыбке золотой, она ­царица морей и океанов. Может она тебе поможет!

(Уход на авансцену. Нажимает сотовый, звучит музыка. На сцене смена декораций. Сказка «О рыбаке и рыбке»)

(На берегу сидит старуха у разбитого корыта. Увидела Вовку).

Вовка: Здравствуй, бабушка!

Старуха: Здравствуй, милок!

Вовка: А не подскажете ли мне, как найти золотую рыбку?

Старуха: Возьми, невод, касатик, забрось его в море. Может, и поймаешь рыбку золотую, давно я её не видала! Попроси у неё для меня но­вое корыто, а то старое совсем прохудилось!

Вовка: Хорошо, бабушка! (Вовка берёт невод и закидывает его в море. Вытягивает Золотую рыбку)

Вовка: Здравствуй, золотая рыбка! Ты последняя моя надежда! Мне нужна живая вода, а за это я отпущу тебя обратно в море!

Золотая рыбка: Не пускай ты меня назад, в это море. ЗЛО поселилось здесь большое! (Звучит тема ЗЛА) Тонким маслянистым слоем разлилось оно по поверхности воды, покрыло большие простран­ства. Гибнет здесь всё живое. Лучше буду я жить в аквариуме с чистой водою. Не хочу быть рыбкой нефтяною, а хочу остаться золотою. Что-то плохо мне становится, чувствую, зло приближа­ется!

Вовка: Не бойся, рыбка, не дам я тебя в обиду, не дам погубить всё жи­вое! Выходи ЗЛО, давай встретимся с тобой в открытом бою!

(МАТРИЦА. Сражение Вовки и ЗЛА. Замедленное действие.

Зло отходит  в сторону, пятится назад и убегает)

Вовка: Мы ещё встретимся с тобой. Делать нечего, придётся возвращать­ся домой ни с чем.

(Уход на авансцену. Нажимает сотовый, звучит музыка. На сцене смена декораций. Появляется Хоттабыч, Компьютер и т. д.)

Хоттабыч: Ну, как, нашёл ты живую воду.

Вовка: Нет, не нашёл, всю воду в сказках отравило Зло, и я не смог его победить!

Хоттабыч: Зло нельзя победить сразу, и ты один с ним не справишься! Мы объединимся.

Вовка: (обращаясь в зал): Давайте все вместе бороться со Злом, и тогда вода в водоёмах станет чистой и живой...

Хоттабыч: И тогда распустится волшебный цветок, и все наши желания исполнятся. (Все участники представления выходят на финальную песню)

Песня на мотив песни А. Пугачёвой «А знаешь, всё ещё будет»

1. Земля - это общий дом,

Где дружно мы вместе живём,

И чтобы сберечь красоту его,

Нам нужно объединиться.

Мы в доме своём хозяева,

И помнить об этом надо нам.

В ответе за всё живое мы

На нашей планете маленькой.

ПРИПЕВ: Вот она летит такая

Маленькая и голубая,

Зыбкой прохладой веет,

Всё ещё живёт, всё ещё людям верит!

2. Вот она плывёт сквозь полночь,

Всех людей зовёт на помощь,

Чтоб моря, океаны и реки,

Стали чистыми и голубыми:

Чтобы в них было больше рыбы,

Чтоб на полюсе жили пингвины,

Чтоб киты по волнам ходили

И дельфины играли с нами

ПРИПЕВ: Вот она летит такая

Маленькая и голубая,

Зыбкой прохладой веет,

Всё ещё живёт, всё ещё людям верит!

 

 

Выступление сборной команды на областном слете
 школьных лесничеств

(Арчеда, 25 октября 2007 года)

 

 

- Вас приветствует команда «Друзья леса»

- Наш девиз: Охранять природу – значит охранять родину!

                                                                  

                                                                   Новоаннинский район

                                                                   Казачий, тихий край

                                                                   Благодаря лесам

                                                                   Расти и процветай!

                               

                                  Край казачий! Как привольно

                                 Дышится среди полей.

                                 И волнуешься невольно

                                 О земле, что нет родней.

                                                                  

                                                                  Край казачий! Любо! Любо

                                                                   Слушать шум лесных берез,

                                                                   Силы почерпнуть у дуба,

                                                                   На лугу упасть в покос.

Песня «Друзья леса»

 

1. Нам птицы просигналили подъем –

   Знакомыми тропинками проходим мы.

   Мы каждую березку сбережем

   В лесах любимой родины.

                            Припев: Мы сами написали

                                          В лесной зеленой книжке

                                          О том, что есть у леса  надежные друзья –

                                          Такие же девчонки, такие же мальчишки,

                                          Такие же счастливые, как ты и я!

 

2. Нам солнце улыбнется веселей,

    И каждый день нам радостным покажется,

    Когда пройдут по всей родной земле

    Отряды юных саженцев

 

 

 

Столетов:

Лес не только для нашей забавы,

Он богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Их, пожалуй, считать не сочтешь!

Будьте верными лесу, ребята,

Ведь красивее мест не найдешь!

                                                          Сергеева:

                                                          Люби родную природу –

                                                          Озера, леса и поля.

                                                          Ведь это же наша с тобою

                                                          Навеки родная земля.

                                                          Здесь мы с тобой родились,

                                                          Живем мы с тобою на ней

                                                          Так будем же, люди, все вместе

                                                         К земле относиться добрей!

 

 

Ибраев:

Природа не жалеет ничего,

Даря свои бесценные дары,

И требует взамен лишь одного:

Чтоб люди были к ней добры.

       Все так изранено в лесу,

       Как после дней войны.

       Здесь уцелевшей не найти

       Ни ели, ни сосны.

       Березу ножиком пырнул

       Какой-то живоглот.

       Мне кажется, из-под коры

       Моя слеза течет.

От этой черствости людской

Болит душа моя.

Под искалеченным дубком

Не ветер стонет – я.

      Вот муравейник подожжем

      Кощунственной рукой,

      Мне кажется, горит не он,

      А дом пылает мой.

                                             

 

 

                             Сергеева:

                                              Мы хотим, чтоб птицы пели,

                                              Чтоб вокруг леса шумели,

                                              Чтобы были голубыми небеса.

                                              Чтобы речка серебрилась,

                                              Чтобы бабочка резвилась

                                              И была на ягодах роса!

Столетов:

Люди мира, на минуту встаньте!

Слушайте! Слушайте! Слушайте!

Звери просят помощи: не троньте

Родные леса, стройные леса!

Вы их сберегите от порубки

От пожаров с дымом до небес.

Люди мира будьте зорче втрое:

                                             Все:

                                             Берегите,

                                             Берегите,

                                             Берегите лес!

 

 

      

 

СОЧИНЕНИЕ

 

 

Мы в ответе за жизнь на планете.
 
     Что может сделать один человек для своей планеты?
Философская сказка «Маленький принц» Сента Экзюпери заставляет задуматься над этой проблемой.
  «На планете Маленького принца,  как на любой другой  планете, растут
травы полезные и  вредные.  А  значит, есть там  хорошие семена хороших,
полезных трав  и вредные  семена дурной,  сорной травы.   Но ведь семена невидимы.  Они  спят глубоко под  землей, пока одно  из них не  вздумает
проснуться.   Тогда  оно  пускает  росток; он  расправляется и тянется к солнцу,  сперва  такой  милый и безобидный.  Если  это будущий редис или розовый куст, пусть  его растет на  здоровье.  Но  если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать  ее с корнем, как  только ее узнаешь.   И вот на  планете  Маленького  принца  есть  ужасные, зловредные семена... это семена  баобабов.   Почва  планеты  вся  заражена  ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься.  Он завладеет  всей планетой.   Он  пронижет  ее  насквозь  своими  корнями.  И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки.
     -  Есть  такое  твердое  правило,  -  сказал  Маленький принц.   
- Встал  поутру, умылся,  привел себя  в порядок  - и  сразу же приведи  в  порядок   свою  планету.     Непременно  надо  каждый   день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых  кустов: молодые ростки  у них  почти одинаковые.   Это очень  скучная работа, но совсем не трудная
     Конечно, решить экологические проблемы в глобальных масштабах нам не по силам, но навести чистоту, порядок рядом мы можем. И как это приятно – видеть плоды своего труда! Аккуратные грядки на пришкольном участке. Выросли деревца, посаженные около школы нашими руками, радуют глаз цветники. В кабинетах, благодаря обилию комнатных цветов даже зимой – уютная обстановка.
 

 «Не то, что мните вы - Природа,

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть послушный нам язык

 

  Прав  Федор Иванович Тютчев: вокруг нас не просто растения и животные, а живые  существа, у которых, как и у людей, есть душа.  Человек считает себя «царем природы», ее венцом. Но часто приносит больше вреда, чем пользы, не понимая, что, загрязняя природу, вредит прежде всего себе.

   Отравленный воздух, реки, земля - все  молит о помощи, о защите. Наше сложное и противоречивое время породило огромное количество проблем: экономических, нравственных и других, но, по-моему, среди них самое важное место

занимает экологическая проблема. От ее решения зависит наше будущее. Ведь природа – это наш общий дом, и мы, как хорошие хозяева, должны наводить порядок в нем.

  «Если бы каждый человек на клочке своей земли сделал все, что может, - как прекрасна была бы Земля наша!» - этот призыв А.П.Чехова обращен к нам через века.

                                                                         Плотников Никита, 8 класс

 

Берегите лес!

Лес гостеприимно встречает всех, кто ищет отдых в нем, но тем не менее, ему самому нужна помощь. Существуют люди, которые считают, что в лесу все разрешено: можно разводить костер, разбрасывать мусор, ломать деревья, топтать, рвать и уничтожать растительность.

Их не беспокоит то, что на месте разведенного огня выгорает не только растительность, но и земля, на которой потом ничего не растет на протяжении трех-четырех лет. В некоторых местах массового отдыха  следы от костров. А вокруг - обломанные ветви, поврежденные огнем деревья, надписи и засечки на стволах, бумага, пустые банки и бутылки. Часто в лес приходят люди, не знающие правил поведения в нем, их любовь к лесу лишь «потребительская». 

Огромный вред лесам наносят пожары. Это страшное бедствие не только для древесной растительности, но и для всех живых существ. Основная причина их возникновения - нарушение людьми правил противопожарной безопасности. Погибают не только деревья, но и птицы, звери, выгорает лесная подстилка и верхний слой грунта. За несколько минут огонь может уничтожить то, что росло несколько десятилетий. Пожар наносит огромный ущерб даже тогда, когда он распространяется лишь по поверхности земли и не перекидывается на кроны деревьев. В этом случае горит лесная подстилка, гибнут полезные насекомые и микроорганизмы. Огонь ослабляет деревья. На них нападают вредители, в связи с этим со временем деревья умирают.

В лесу, особенно в сухую погоду, следует строго соблюдать правила противопожарной безопасности. Помните: защита окружающей среды - обязанность каждого! Прежде чем разложить огонь, в определенном для него месте снимают слой дернины и относят ее в сторону. На лужайке вырывают сухую траву. Когда необходимость в огне исчезает, его нужно погасить, забрасывая землей или заливая водой, а дернину положить на прежнее место. В зеленых зонах городов огонь разводить не разрешается.

Для предотвращения пожаров лес очищают от сухостоя, хвороста, мусора, устраивают специальные противопожарные полосы. Тем не менее, главное в охране лесов от пожаров - строгое соблюдение отдыхающими правил поведения в лесах, особенно в зеленых зонах. Все, кто бывает в лесу, обязаны знать правила тушения пожара. При возникновении низовых пожаров огонь сбивают ветвями лиственных пород, засыпают землей, заливают водой, специальными растворами химических препаратов, плугами проводят минерализованные полосы.  Чтобы остановить верховой пожар обязательно надо сделать противопожарный разрыв. Каждый, кто заметит огонь в лесу, должен немедленно принять меры для его гашения. Если сделать это собственноручно невозможно, следует проинформировать лесную охрану, милицию или пожарную охрану.

Находясь в лесу, соблюдайте меры противопожарной безопасности, ведь
 лес - природные легкие нашей планеты!

 

«Зеленый патруль»
ШКОЛЫ №2

 

 

 

Hosted by uCoz